В 2017 году в Новосибирске были открыты первые «Ресурсные классы» для детей с аутизмом
Сегодня их 15
Ресурсный класс — это специальная образовательная модель, которая позволяет детям с аутизмом учиться вместе с типично развивающимися сверстниками.
Главный ресурс этой модели — команда педагогов, которые владеют методами обучения детей с РАС. В ресурсном классе ребята учатся слушать учителя, отвечать у доски, взаимодействовать с другими детьми. Затем, по мере адаптации, ученики с РАС посещают уроки в обычных классах. Ресурсный класс — это название кабинета, где дети с аутизмом отрабатывают разные навыки и умения.
Но кабинет — это совсем не так важно, как модель, потому что главное — это люди, а не стены.
В 2017 году родители детей с аутизмом в Новосибирске объединились, чтобы открыть два первых ресурсных класса. АНО «Диада+1» открыла РК в школе «Перспектива», АНО «Атмосфера» — в гимназии «Горностай». В 2018-м начали работу классы в школе №82 (АНО «Ресурс») и в школе №4 г. Бердск (АНО «Рассвет»).
В 2021-2022 учебном году в общеобразовательных школах Новосибирска и Новосибирской области работают 15 ресурсных классов. Они созданы и полностью поддерживаются родительскими общественными организациями.
Родители детей с аутизмом делают много работы:
- ищут специалистов — тьюторов, кураторов, супервизоров;
- пишут гранты и привлекают спонсоров, чтобы оплачивать работу сотрудников РК;
- находят средства на ежегодное обучение новых специалистов и повышение квалификации членов команды;
- разрабатывают и реализуют за свой счёт программы по профилактике выгорания сотрудников;
- решают вопросы с администрацией школ и занимаются техническим оснащением ресурсных классов.
Читайте новости Ассоциации «Спектр».
НАША ЦЕЛЬ — помочь детям с аутизмом реализовать их законное право на получение доступного качественного образования
Для достижения цели необходимо:
Обучение детей с РАС с помощью ПАП
Прикладной анализ поведения (ПАП) — научный метод, доказавший свою эффективность в обучении детей с РАС. С его помощью дети с аутизмом могут освоить академические навыки, научиться вести себя в обществе, стать самостоятельным и адаптироваться в жизни.
Но к сожалению, большинство факультетов, выпускающих дефектологов и психологов, не учат студентов применять ПАП, работать с детьми с РАС. Поэтому пока родители вынуждены своими силами обучать специалистов.
Оплата работы специалистов РК за счёт госбюджета
На сегодняшний день труд специалистов РК оплачивается государством частично. Родители привлекают благотворительные фонды и частных спонсоров, пишут заявки на гранты и субсидии, чтобы иметь возможность выплачивать заработную плату.
Общественные организации Новосибирска и области работают над тем, чтобы в будущем труд специалистов РК оплачивался государством.
Официальное признание модели «Ресурсный класс» формой обучения
Дети с особенностями развития должны иметь доступ к обучению в обычных школах. Инклюзивная среда — наилучшие условия для развития и адаптации в обществе.
Мы считаем, что образовательная модель «Ресурсный класс» должна быть признана на официальном уровне.
Внесение специалистов РК в реестр профессий
Ведущие роли в написании индивидуальных программ обучения играют куратор и супервизор. Эти педагоги обладают наибольшими компетенциями в области ПАП.
Но российские школы пока не включают этих специалистов в штат, поэтому родители привлекают специалистов внештатно и ищут возможности оплачивать их услуги.
Создание ресурсных групп в детских садах
Важно, чтобы дети с РАС имели возможность с раннего возраста посещать детский сад. Раннее педагогическое вмешательство и создание инклюзивной среды может значительно смягчить симптомы аутизма и адаптировать ребёнка к социуму.
В 2020 году АНО «Горизонт» открыла первую «Ресурсную группу» в НСО, опираясь на опыт создания ресурсных классов. Проекты «Ресурсный класс» и «Ресурсная группа» имеют схожие трудности в реализации.
Наш путь
История создания ресурсных классов в НСО:
2017 год
2 класса
Школы «Перспектива» и «Горностай»
В 2017 году в Новосибирске появились первые ресурсные классы. Ими стали школы «Перспектива» и «Горностай».
2018 год
2 класса
Школы №82 и №4 (Бердск)
В 2018 году были открыты два класса: в школе №82 и в школе №4 в Бердске.
2019 год
4 класса
Школы №77 и №155, «Перспектива» и «Горностай»
В 2019 году обучать детей с РАС начали четыре класса. Они были открыты в школах №77, №155, «Перспектива» и «Горностай».
2020 год
5 классов
Школы №87, №217, №218, №77 и «Горностай» (Ложок)
В 2020 в Новосибирской области были открыты пять классов. Они расположены в школах №87, №217, №218, №77 и «Горностай» (Ложок).
2021 год
2 класса
Школа №3 (Бердск) и гимназия «Краснообская»
В 2021 году классы были открыты в школе №3 в Бердске, а также в гимназии «Краснообская».
Наши победы
Истории учеников ресурсных классов: